Спор экспертов по развитию территорий:
Ижевск – это город
или деревня?
Продюсеры крупнейших российских проектов в области креативной экономики высказали личное мнение о столице Удмуртии на первом городском урбан-баттле
Вечер вторника. Аудитория Международного Восточно-Европейского университета. Горожане занимают места на первом урбан-баттле. Главный вопрос на повестке: Ижевск – деревня, превратившаяся в город, или город, который постепенно становится деревней.

Участники спора – эксперты в области креативной экономики: один из создателей нашумевшего в России дизайн-завода Flacon Сергей Царев и директор Целостного развития Байкальских территорий «Абарга» Петр Немой.
Александр Старков
Модератор баттла
Петр Немой – режиссер, бизнес-консультант, эксперт по управлению креативными проектами и корпоративной культуре. Директор проекта Целостного Развития Байкальских территорий «Абарга», руководитель лаборатории исследования игровых структур «Театрика».
Сергей Царёв – продюсер, куратор и специалист по развитию креативной экономики города, креативный директор общественной столярной мастерской «ДЕЛАЙ ВЕЩЬ», креативный экс-директор нашумевшего в России дизайн-завода FlACON и массы других передовых федеральных проектов.
Справка об урбан-баттле
Сергей и Петр последние месяцы часто бывают в Ижевске и участвуют в проектах, связанных с развитием территорий, проводят лекции, делятся опытом с местными специалистами. Вопрос для дискуссии обозначился во время работы в городе. Образовательный проект «Школа нового горожанина» поддержал инициативу.

Эксперты постарались со свойственным им оптимизмом посмотреть на «город» и «деревню» по-новому и изменить привычную трактовку понятий. Приводим основные тезисы двухчасовой полемики. Глубину, атмосферу и юмор передаст запись трансляции в конце материала.
Раунд 1
Царев – за город,
Немой – за деревню
Участники баттла пришли с заготовкой, каждый заранее выбрал позицию. Зрители тоже сделали выбор. Те, кто считают, что Ижевск – это город, заняли места в левой части аудитории. Те, кто видят в Ижевске деревню, – в правой. Каждый мог поменять свое мнение и присоединиться к «городским» или «деревенским» в течение встречи.

Петр Немой
– Первую свою половину жизни я прожил в Петербурге, я коренной петербуржец во многих поколениях. После чего переехал, чтобы качественно потренироваться в Москве. Последние семь лет живу на Байкале и несколько лет из них на острове Ольхон в деревне Хужир, не выезжая оттуда вообще. Поэтому в общем-то я за деревню и за то, что Ижевск – деревня.

Я предлагаю рассматривать образ деревни и города не как наличие пятиэтажки или деревянного дома, а как принцип существования и мышления. Город – это место, где легко спрятаться, оно основано на страхе и профессиональных связях. А деревня – это пространство возможностей, готовое к посадке нового мышления и идей. Деревенский человек для меня – это человек, у которого род. Деревенские люди прекрасно осознают стратегию своего будущего и развивают свое комьюнити.
– Я из большой деревни, из Москвы. И я считаю, что Ижевск – это город. У него много болей и болезней, но также «самость», выделяющая его перед огромным количеством городов. Город как разговор про общее благо – это лучшее определение города из социологии. Только тот город, в котором люди научатся говорить про общее благо и обсуждать: «а как же нам все-таки вместе жить», сможет получить все эти инвестиции и прочее-прочее. В Ижевске есть разговор про общее благо.

Здесь создается проект «Открытый сад» – действо на маленьком пятачке, о котором написали все федеральные СМИ и которое покорило умы урбанистов России. Я вижу Центр современной драматургии «Конюшня», который делает культуру, заметную в России и Европе. Я вижу практики Саши Старкова, который ездит по городам побольше, чем многие федеральные эксперты. Я считаю, что к Ижевску у других городов сейчас существует запрос: «А как нам быть горожанами, как вы?».

Сергей Царев
Диалог в аудитории
– К слову о социуме. У нас все друг друга знают. Потому и говорят, что Ижевск – большая деревня.
– Как вас зовут?
Виктория.
– Кто знает Викторию?
!!!
Раунд 2
Где лучше: в Ижевске-городе или в Ижевске-деревне?
– А что, про ижевскую музыку писали мировые журналы? У нас открыли новый театр? Спасибо, что сказал. Я говорю ижевчанам про других ижевчан, они удивляются. Здесь никто никого не знает, хотя большинство считает иначе. Ижевск – город с правом на индивидуальность, анонимность. С правом попробовать себя много раз в разной среде, переучиваться. Это то место, в котором ты можешь открывать себя заново бесконечное количество раз, потому что город – бесконечная сложность.

Говоря о мышлении, я бы назвал его корпоративным, сформированным заводами. Такое мышление рушит города: у завода есть заказ – он его обслуживает – это навсегда. Почему сейчас всем заводам Ижевска дано указание выходить на рынок всеми возможными способами? Это борьба с корпоративным мышлением.

Но корпоративное мышление предполагает, что только власть принимает и спускает решение. В этом смысле Ижевск «городеет» на глазах. Кажется, всем на все плевать? И тут загорелась башня. Символ оружейной столицы мира. Тут я смотрю: круглые столы, поехали эксперты, в Союзе архитекторов сидят. Через месяц – раз! – нашли деньги, делают план. Очень здорово, что вы включились.

Сергей Царев

Петр Немой
– Мне кажется, город и одиночество и насколько за тобой следят, что позволено и не позволено, – абстрактная категория. Наверное, если размышлять о единице, то в деревне ты можешь действовать один, но за тобой всегда стоят свои. А в городе можешь уйти и не вернуться. У Ижевска есть шанс, потому что в этих единицах он не город и не деревня.

Город как мобильный телефон – это действительность, максимально перенесенная в структуру только интеллекта. Город стремится к унификации. Чтобы одинаковые машины одинаковой ширины ехали в одинаковую сторону по договоренным сигналам светофора, одинаковые квадратные метры одинаково обслуживались. Удобно, поэтому мы к этому стремимся.

А сознание все-таки деревенское. Потому что живу я в каменном доме или деревянном, есть у меня огород или нет, это сознание процессуально. Оно само по себе подразумевает постоянное преобразование новой мифологии и форматов существования. Отсутствие четко сформированного центра в городе и децентрализация его структуры лишний раз это подтверждает.
Диалог в аудитории
– Ижевск, кто не знает, в 1918-м году был самовольно назван городом. Просто собрался совет рабочих и солдатских депутатов после разгрома восстания: «Все, мы с сегодняшнего дня – город». Не власть принимала решение. А какая-то кучка выскочек!
– То есть вы за деревню?
– Я по центру сижу!
У нас образовалась партия центристов!
Раунд 3
Деревня умирает, за городом будущее?

Петр Немой
– Люди едут в деревню. С каждым годом их количество лавинообразно увеличивается в поле моего внимания. Вначале это были дауншифтеры, а теперь целые комьюнити формируют среду. Функция деревни как аграрного коллектива уходит. Как сотрудники на градообразующих предприятиях. Техника роботизирована. Соответственно, выбор города и деревни перестает быть технологически необходимым. А становится философской концепцией.

Как живет деревня? Она же выращивает. И не для себя. Почему я говорю, что Ижевск – деревня? Отсюда вышло большое количество мировых всяких штук. Например, «Живые города» федерального масштаба. То есть здесь хорошо растет! Именно у города как структуры начинает превалировать функция деревенская, когда можно выращивать урожай смыслов, технологий и экспортировать его. Ижевску нужно осознать себя как агрокультуру про смыслы.
– Мне кажется, в Ижевске есть некие ремесленные гильдии. И принцип гильдии – подход, свойственный только горожанам. Это появление специализации труда, институтов накопления и передачи знаний, охрана этих знаний и контроль качества. Зарождаются гильдии театра, известная на всю Россию гильдия урбанистов. Само появление тонких процессов показывает, что Ижевск все-таки город. Он начал формировать гильдии, потому что на фоне постиндустриальной экономики заводы на самом деле ничего не значат.

Деревню сегодня убивает корпоративный подход больших игроков. Сколько можно штамповать новостройки? Сколько можно закидывать туда деревенских, которым негде работать? Корпорации нужно срочно измельчить, они должны срочно научиться работать с маленькими командами и производить гильдии и городские дискуссии по каждому вопросу. В Ижевске это уже происходит раньше, чем в других городах. И чем быстрее Ижевск очистит свое городское от корпоративного, тем раньше начнет «городеть» и искать с деревней симбиоз.

Мы говорим «убежать от городской суеты» как о «домике у моря». Это утопия. Города набирают смысл, их вес становится сильнее во всем мире. Сама идея города растет из полиса, от зачатков древнегреческой демократии. Досуг тогда разделялся на обучение и выражение своей политической позиции уважаемыми людьми. И нам нужно выражать на досуге свою позицию. Но те инструменты, которые есть для этого, устарели. Поэтому мы здесь и сейчас пытаемся сформировать свою политическую позицию для жизни в городе.

Сергей Царев
Диалог в аудитории:

– Сергей, вы проиллюстрировали знание Аристотеля. Действительно, жизнь полиса – это жизнь на досуге. Но досуг – это жизнь мышления. А теперь внимание: кого он причислял вот к этой категории граждан? Это были философы, это были люди, которые умели наслаждаться, и политики.

Но Ханна Арендт добавляет прекрасную вещь: к этим трем видам людей причисляли думаете кого? Никогда не угадаете. Первое – это архитекторы, которые построили на века, и они тоже были в сфере мышления. И самое интересное – это пастухи, которые могли наслаждаться мышлением, просто присматривая за коровками, которые пасутся в поле.

Петр, вы сказали гениальную мысль, что мы занимаемся сейчас конструированием. Деревня и город – это мыслительные конструкты. И создают их только интеллектуалы и люди, обладающие мышлением. Так вот, что мы сегодня создадим? Возможно, это не город и не деревня. Потому что и тот и другой вариант исчерпан сегодня в том варианте, в котором он существует. И даже не определен.

– Видел, как наши «деревенские» говорят, а?! Вот так!

Раунд 4
Вместо послесловия

Петр Немой
– Когда кто-то унизительно говорит: «Ты че, деревенский?». Когда деревенские говорят, что недавно приехали, максимально стараясь скрыть свои деревенские штанишки. Городской, который говорит: «Я городской», это чудовищное ущербное сознание. Я городской и я деревенский – это всего лишь игра. Давайте играть в эту полноту, чтобы раскачивать Вселенную.
– Единственное, с кем бы я хотел после этого поспорить, с теми людьми, которые говорят, что в этой стране ничего невозможно изменить. Я займу позицию оптимиста и скажу, что у нас есть такой капитал, который переживет все. Буду за оптимизм, несмотря на кучу доказательств того, что вокруг все плохо.

Сергей Царев
Сказано!
– Вячеслав Глазычев, патриарх российской урбанистики, великий ум, ученый, практик и вообще человек про теорию городов и развитие городов. Несмотря на то что в России 1 100 городов и Ижевск – один из них, Глазычев совершенно серьезно утверждал, что в России городов нет. Как вы думаете, почему?

– …

– Есть ли мысли?

– …

Мыслей нет, как и городов в России!
Александр Старков
модератор баттла
– Друзья, я предлагал высказываться емко! По существу. Можно прямо тезисы готовить и их зачитывать. Все остальное мы додумаем.
Александр Старков
модератор баттла
– Если городские насладились наукообразностью речи деревенских, передумали, пожалуйста, пересядьте в деревню!
Александр Старков
модератор баттла
Текст: Юлия Каменская