Ижевский автобус
глазами горожан





ИЖЕВСКИЙ АВТОБУС: МАРШРУТ ЧЕРЕЗ ВЕКА
Воспоминания и истории ижевчан
Фото: Амир Закиров
С будущей женой познакомился благодаря автобусу
С будущей женой познакомился благодаря автобусу
Ижевчанин Игорь Попов проработал водителем автобуса больше 30 лет и благодарит свою работу, что она помогла ему познакомиться с будущей женой.
Ижевчанин Игорь Попов проработал водителем автобуса больше 30 лет и благодарит свою работу, что она помогла ему познакомиться с будущей женой.
«Тогда я лежал в больнице и заприметил там хорошенькую медсестру. Но только заприметил, а познакомиться не осмелился. Клара работала в 3-й Городской больнице, а училась в медучилище.

В следующий раз мы встретились через месяц. Дело было в сентябре. Как помню, народу на рейсе было много, а она меня узнала и подошла. Попросила, если это возможно, ехать быстрее. Я из автобуса все соки выжал, лишь бы вовремя ее на учебу доставить. И в этот же вечер договорился встретить Клару. Так наши отношения и завязались».
«Тогда я лежал в больнице и заприметил там хорошенькую медсестру. Но только заприметил, а познакомиться не осмелился. Клара работала в 3-й Городской больнице, а училась в медучилище.

В следующий раз мы встретились через месяц. Дело было в сентябре. Как помню, народу на рейсе было много, а она меня узнала и подошла. Попросила, если это возможно, ехать быстрее. Я из автобуса все соки выжал, лишь бы вовремя ее на учебу доставить. И в этот же вечер договорился встретить Клару. Так наши отношения и завязались».
Игорь Попов
«Всегда ждал не обычный автобус, а «скорый»
«Всегда ждал не обычный автобус, а «скорый»
«В детстве, которое у меня пришлось на рубеж 70-80-х годов прошлого века, мы с родителями жили на Малиновой горе. Единственное средство сообщения с центром города – 8 автобус. В садик нас с братом возили как раз в центр. Приходилось каждый день вставать в 6 утра, чтобы родители успели потом на работу.

Помню, как зимой, в темноте, куча людей в мороз стоит на остановке и ждет «восьмерку». И самым радостным моментом было, если приходил не простой автобус, а с буквой «С» на номере. «С» значило «скорый». Он останавливался только на паре остановок и ехал «с ветерком», гораздо быстрее обычного. Позже я узнал, что этот «экспресс» вводили специально для «ижмашевских» рабочих, чтобы успевали на смену. Через несколько лет «скорый» отменили, но мы еще долго надеялись, что он когда-нибудь приедет…»
«В детстве, которое у меня пришлось на рубеж 70-80-х годов прошлого века, мы с родителями жили на Малиновой горе. Единственное средство сообщения с центром города – 8 автобус. В садик нас с братом возили как раз в центр. Приходилось каждый день вставать в 6 утра, чтобы родители успели потом на работу.

Помню, как зимой, в темноте, куча людей в мороз стоит на остановке и ждет «восьмерку». И самым радостным моментом было, если приходил не простой автобус, а с буквой «С» на номере. «С» значило «скорый». Он останавливался только на паре остановок и ехал «с ветерком», гораздо быстрее обычного. Позже я узнал, что этот «экспресс» вводили специально для «ижмашевских» рабочих, чтобы успевали на смену. Через несколько лет «скорый» отменили, но мы еще долго надеялись, что он когда-нибудь приедет…»
Михаил Шмырев
ЛиАЗ-677 на улице Горького в Ижевске.
Фото: ЦГА УР
ЛиАЗ-677 на улице Горького в Ижевске.
Фото: ЦГА УР
«Где билет? Съел!»
«Где билет? Съел!»
«Это был 2003 или 2004 год, страшно холодная зима. 12-й автобус, час пик. Как всегда, полный салон. И очень веселый кондуктор, которая, увидев, что я не могу залезть внутрь, говорила всем: «Плотнее товарищи, плотнее – девушка лезет!». А когда я уже залезла и ворчала, как тут тесно, она мне сказала: «Девушка, зато у нас тут тепло, вы, главное, теснее прижимайтесь друг к другу, теснее». Сразу стало как-то веселее ехать.

Еще помню компостеры – в детстве я их обожала, хотя никогда не понимала, по какому принципу были устроены эти дырки (до сих пор не понимаю). А еще обязательно собирала билетики у всех родственников, чтобы сразу пачкой «жмякнуть». И всегда искали счастливый билетик – тот, у которого сумма первых трех цифр совпадала с суммой остальных. Помню, при мне как-то парень съел свой счастливый билетик прямо в автобусе, чтобы желание сбылось. А тут контролеры – где билет? Съел, говорит. В общем, ссадили его».
«Это был 2003 или 2004 год, страшно холодная зима. 12-й автобус, час пик. Как всегда, полный салон. И очень веселый кондуктор, которая, увидев, что я не могу залезть внутрь, говорила всем: «Плотнее товарищи, плотнее – девушка лезет!». А когда я уже залезла и ворчала, как тут тесно, она мне сказала: «Девушка, зато у нас тут тепло, вы, главное, теснее прижимайтесь друг к другу, теснее». Сразу стало как-то веселее ехать.

Еще помню компостеры – в детстве я их обожала, хотя никогда не понимала, по какому принципу были устроены эти дырки (до сих пор не понимаю). А еще обязательно собирала билетики у всех родственников, чтобы сразу пачкой «жмякнуть». И всегда искали счастливый билетик – тот, у которого сумма первых трех цифр совпадала с суммой остальных. Помню, при мне как-то парень съел свой счастливый билетик прямо в автобусе, чтобы желание сбылось. А тут контролеры – где билет? Съел, говорит. В общем, ссадили его».
Ирина Шайдуллина
Вот так выглядели компостеры в ижевских автобусах
Фото: Эдуард Карипов
Вот так выглядели компостеры в ижевских автобусах
Фото: Эдуард Карипов
«Думала, что остановку так называют ради меня»
«Думала, что остановку так называют ради меня»
«В детстве мы с мамой постоянно ездили на танцы на 40-м автобусе, старом, допотопном, с гармошкой. На обратном пути садились на конечной, но туда уже залетала толпа народу, и нужно было быстро сесть и занять два места – для себя и мамы.

А еще я точно знала, что никогда не пропущу свою остановку: она называлась «Ваш дом», и от этого было очень уютно на душе. В детстве мне даже казалось, что остановку так называют специально ради меня, потому что на ней находится мой дом».
«В детстве мы с мамой постоянно ездили на танцы на 40-м автобусе, старом, допотопном, с гармошкой. На обратном пути садились на конечной, но туда уже залетала толпа народу, и нужно было быстро сесть и занять два места – для себя и мамы.

А еще я точно знала, что никогда не пропущу свою остановку: она называлась «Ваш дом», и от этого было очень уютно на душе. В детстве мне даже казалось, что остановку так называют специально ради меня, потому что на ней находится мой дом».
Анастасия Захарова
история автобусов Ижевска
«Хотелось покататься подольше»
«Хотелось покататься подольше»
«Когда я был студентом, то после пар или вместо какой-нибудь пары иногда специально ездил один или с другом из ИжГТУ домой на Буммаш не на 29-м автобусе, а на 14-м. Причем садились в сторону городка Металлургов: во-первых, чтобы покататься еще дольше, во-вторых, в Металлурге не было как таковой конечной остановки, можно было сделать круг через Школьную и занять место в пустом автобусе, в который потом набивались студенты».
«Когда я был студентом, то после пар или вместо какой-нибудь пары иногда специально ездил один или с другом из ИжГТУ домой на Буммаш не на 29-м автобусе, а на 14-м. Причем садились в сторону городка Металлургов: во-первых, чтобы покататься еще дольше, во-вторых, в Металлурге не было как таковой конечной остановки, можно было сделать круг через Школьную и занять место в пустом автобусе, в который потом набивались студенты».
Николай Бусоргин
Автобусный парк
на улице Буммашевской, 1983 год
Автобусный парк
на улице Буммашевской, 1983 год
«Всем автобусом ждали одного пассажира»
«Всем автобусом ждали одного пассажира»
«Случай из детства. Начало 90-х. Был тогда маршрут 104 до поселка Первомайский. Ходил редко, вечно битком набитый дачниками. Потные уставшие тела с ведрами и котомками сидя и стоя едут минут сорок по адской жаре. Как-то раз одному парнишке стало плохо. Автобус резко затормозил на пустыре, где сейчас «Лента». Кондуктор вывела его в чисто поле, где его благополучно стошнило. Водитель подождал, когда парнишка придет в себя, и мы поехали дальше.

И ведь никто не пикнул, что и так жарко, еще и стоим, что все устали, что из графика выбиваемся и так далее. Это, конечно, не то же самое, что в полете роды принять, но меня тогда впечатлило».
«Случай из детства. Начало 90-х. Был тогда маршрут 104 до поселка Первомайский. Ходил редко, вечно битком набитый дачниками. Потные уставшие тела с ведрами и котомками сидя и стоя едут минут сорок по адской жаре. Как-то раз одному парнишке стало плохо. Автобус резко затормозил на пустыре, где сейчас «Лента». Кондуктор вывела его в чисто поле, где его благополучно стошнило. Водитель подождал, когда парнишка придет в себя, и мы поехали дальше.

И ведь никто не пикнул, что и так жарко, еще и стоим, что все устали, что из графика выбиваемся и так далее. Это, конечно, не то же самое, что в полете роды принять, но меня тогда впечатлило».
Анна Широбокова




Почему автобусы в Ижевске желтого цвета?

КСТАТИ
Фото: Амир Закиров
Решение «красить» автобусы в желтый цвет при проведении их капитального ремонта было принято руководством ИПОПАТ еще в 1990-х годах и продиктовано в первую очередь тем, что этот цвет на дорогах привлекает внимание пешеходов и других водителей. Кстати, именно поэтому он сегодня используется и в дорожной разметке.

Никакого нормативного акта, где желтый цвет утвержден как обязательный, в ИПОПАТ не существует. Автомобильные заводы изготавливают специально для Ижевска именно желтые автобусы. Это стало и доброй традицией, и отличительной чертой ижевского общественного транспорта.
Решение «красить» автобусы в желтый цвет при проведении их капитального ремонта было принято руководством ИПОПАТ еще в 1990-х годах и продиктовано в первую очередь тем, что этот цвет на дорогах привлекает внимание пешеходов и других водителей. Кстати, именно поэтому он сегодня используется и в дорожной разметке.

Никакого нормативного акта, где желтый цвет утвержден как обязательный, в ИПОПАТ не существует. Автомобильные заводы изготавливают специально для Ижевска именно желтые автобусы. Это стало и доброй традицией, и отличительной чертой ижевского общественного транспорта.