Ижевский автобус
глазами горожан





ИЖЕВСКИЙ АВТОБУС: МАРШРУТ ЧЕРЕЗ ВЕКА
Воспоминания и истории ижевчан
Фото: Амир Закиров
С будущей женой познакомился благодаря автобусу
С будущей женой познакомился благодаря автобусу
Ижевчанин Игорь Попов проработал водителем автобуса больше 30 лет и благодарит свою работу, что она помогла ему познакомиться с будущей женой.
Ижевчанин Игорь Попов проработал водителем автобуса больше 30 лет и благодарит свою работу, что она помогла ему познакомиться с будущей женой.
«Тогда я лежал в больнице и заприметил там хорошенькую медсестру. Но только заприметил, а познакомиться не осмелился. Клара работала в 3-й Городской больнице, а училась в медучилище.

В следующий раз мы встретились через месяц. Дело было в сентябре. Как помню, народу на рейсе было много, а она меня узнала и подошла. Попросила, если это возможно, ехать быстрее. Я из автобуса все соки выжал, лишь бы вовремя ее на учебу доставить. И в этот же вечер договорился встретить Клару. Так наши отношения и завязались».
«Тогда я лежал в больнице и заприметил там хорошенькую медсестру. Но только заприметил, а познакомиться не осмелился. Клара работала в 3-й Городской больнице, а училась в медучилище.

В следующий раз мы встретились через месяц. Дело было в сентябре. Как помню, народу на рейсе было много, а она меня узнала и подошла. Попросила, если это возможно, ехать быстрее. Я из автобуса все соки выжал, лишь бы вовремя ее на учебу доставить. И в этот же вечер договорился встретить Клару. Так наши отношения и завязались».
Игорь Попов
«Всегда ждал не обычный автобус, а «скорый»
«Всегда ждал не обычный автобус, а «скорый»
«В детстве, которое у меня пришлось на рубеж 70-80-х годов прошлого века, мы с родителями жили на Малиновой горе. Единственное средство сообщения с центром города – 8 автобус. В садик нас с братом возили как раз в центр. Приходилось каждый день вставать в 6 утра, чтобы родители успели потом на работу.

Помню, как зимой, в темноте, куча людей в мороз стоит на остановке и ждет «восьмерку». И самым радостным моментом было, если приходил не простой автобус, а с буквой «С» на номере. «С» значило «скорый». Он останавливался только на паре остановок и ехал «с ветерком», гораздо быстрее обычного. Позже я узнал, что этот «экспресс» вводили специально для «ижмашевских» рабочих, чтобы успевали на смену. Через несколько лет «скорый» отменили, но мы еще долго надеялись, что он когда-нибудь приедет…»
«В детстве, которое у меня пришлось на рубеж 70-80-х годов прошлого века, мы с родителями жили на Малиновой горе. Единственное средство сообщения с центром города – 8 автобус. В садик нас с братом возили как раз в центр. Приходилось каждый день вставать в 6 утра, чтобы родители успели потом на работу.

Помню, как зимой, в темноте, куча людей в мороз стоит на остановке и ждет «восьмерку». И самым радостным моментом было, если приходил не простой автобус, а с буквой «С» на номере. «С» значило «скорый». Он останавливался только на паре остановок и ехал «с ветерком», гораздо быстрее обычного. Позже я узнал, что этот «экспресс» вводили специально для «ижмашевских» рабочих, чтобы успевали на смену. Через несколько лет «скорый» отменили, но мы еще долго надеялись, что он когда-нибудь приедет…»
Михаил Шмырев
          «Где билет? Съел!»
          «Где билет? Съел!»
          «Это был 2003 или 2004 год, страшно холодная зима. 12-й автобус, час пик. Как всегда, полный салон. И очень веселый кондуктор, которая, увидев, что я не могу залезть внутрь, говорила всем: «Плотнее товарищи, плотнее – девушка лезет!». А когда я уже залезла и ворчала, как тут тесно, она мне сказала: «Девушка, зато у нас тут тепло, вы, главное, теснее прижимайтесь друг к другу, теснее». Сразу стало как-то веселее ехать.

          Еще помню компостеры – в детстве я их обожала, хотя никогда не понимала, по какому принципу были устроены эти дырки (до сих пор не понимаю). А еще обязательно собирала билетики у всех родственников, чтобы сразу пачкой «жмякнуть». И всегда искали счастливый билетик – тот, у которого сумма первых трех цифр совпадала с суммой остальных. Помню, при мне как-то парень съел свой счастливый билетик прямо в автобусе, чтобы желание сбылось. А тут контролеры – где билет? Съел, говорит. В общем, ссадили его».
          «Это был 2003 или 2004 год, страшно холодная зима. 12-й автобус, час пик. Как всегда, полный салон. И очень веселый кондуктор, которая, увидев, что я не могу залезть внутрь, говорила всем: «Плотнее товарищи, плотнее – девушка лезет!». А когда я уже залезла и ворчала, как тут тесно, она мне сказала: «Девушка, зато у нас тут тепло, вы, главное, теснее прижимайтесь друг к другу, теснее». Сразу стало как-то веселее ехать.

          Еще помню компостеры – в детстве я их обожала, хотя никогда не понимала, по какому принципу были устроены эти дырки (до сих пор не понимаю). А еще обязательно собирала билетики у всех родственников, чтобы сразу пачкой «жмякнуть». И всегда искали счастливый билетик – тот, у которого сумма первых трех цифр совпадала с суммой остальных. Помню, при мне как-то парень съел свой счастливый билетик прямо в автобусе, чтобы желание сбылось. А тут контролеры – где билет? Съел, говорит. В общем, ссадили его».
          Ирина Шайдуллина
                  «Думала, что остановку так называют ради меня»
                  «Думала, что остановку так называют ради меня»
                  «В детстве мы с мамой постоянно ездили на танцы на 40-м автобусе, старом, допотопном, с гармошкой. На обратном пути садились на конечной, но туда уже залетала толпа народу, и нужно было быстро сесть и занять два места – для себя и мамы.

                  А еще я точно знала, что никогда не пропущу свою остановку: она называлась «Ваш дом», и от этого было очень уютно на душе. В детстве мне даже казалось, что остановку так называют специально ради меня, потому что на ней находится мой дом».
                  «В детстве мы с мамой постоянно ездили на танцы на 40-м автобусе, старом, допотопном, с гармошкой. На обратном пути садились на конечной, но туда уже залетала толпа народу, и нужно было быстро сесть и занять два места – для себя и мамы.

                  А еще я точно знала, что никогда не пропущу свою остановку: она называлась «Ваш дом», и от этого было очень уютно на душе. В детстве мне даже казалось, что остановку так называют специально ради меня, потому что на ней находится мой дом».
                  Анастасия Захарова
                      история автобусов Ижевска
                      «Хотелось покататься подольше»
                      «Хотелось покататься подольше»
                      «Когда я был студентом, то после пар или вместо какой-нибудь пары иногда специально ездил один или с другом из ИжГТУ домой на Буммаш не на 29-м автобусе, а на 14-м. Причем садились в сторону городка Металлургов: во-первых, чтобы покататься еще дольше, во-вторых, в Металлурге не было как таковой конечной остановки, можно было сделать круг через Школьную и занять место в пустом автобусе, в который потом набивались студенты».
                      «Когда я был студентом, то после пар или вместо какой-нибудь пары иногда специально ездил один или с другом из ИжГТУ домой на Буммаш не на 29-м автобусе, а на 14-м. Причем садились в сторону городка Металлургов: во-первых, чтобы покататься еще дольше, во-вторых, в Металлурге не было как таковой конечной остановки, можно было сделать круг через Школьную и занять место в пустом автобусе, в который потом набивались студенты».
                      Николай Бусоргин
                              «Всем автобусом ждали одного пассажира»
                              «Всем автобусом ждали одного пассажира»
                              «Случай из детства. Начало 90-х. Был тогда маршрут 104 до поселка Первомайский. Ходил редко, вечно битком набитый дачниками. Потные уставшие тела с ведрами и котомками сидя и стоя едут минут сорок по адской жаре. Как-то раз одному парнишке стало плохо. Автобус резко затормозил на пустыре, где сейчас «Лента». Кондуктор вывела его в чисто поле, где его благополучно стошнило. Водитель подождал, когда парнишка придет в себя, и мы поехали дальше.

                              И ведь никто не пикнул, что и так жарко, еще и стоим, что все устали, что из графика выбиваемся и так далее. Это, конечно, не то же самое, что в полете роды принять, но меня тогда впечатлило».
                              «Случай из детства. Начало 90-х. Был тогда маршрут 104 до поселка Первомайский. Ходил редко, вечно битком набитый дачниками. Потные уставшие тела с ведрами и котомками сидя и стоя едут минут сорок по адской жаре. Как-то раз одному парнишке стало плохо. Автобус резко затормозил на пустыре, где сейчас «Лента». Кондуктор вывела его в чисто поле, где его благополучно стошнило. Водитель подождал, когда парнишка придет в себя, и мы поехали дальше.

                              И ведь никто не пикнул, что и так жарко, еще и стоим, что все устали, что из графика выбиваемся и так далее. Это, конечно, не то же самое, что в полете роды принять, но меня тогда впечатлило».
                              Анна Широбокова




                              Почему автобусы в Ижевске желтого цвета?

                              КСТАТИ
                              Фото: Амир Закиров
                              Решение «красить» автобусы в желтый цвет при проведении их капитального ремонта было принято руководством ИПОПАТ еще в 1990-х годах и продиктовано в первую очередь тем, что этот цвет на дорогах привлекает внимание пешеходов и других водителей. Кстати, именно поэтому он сегодня используется и в дорожной разметке.

                              Никакого нормативного акта, где желтый цвет утвержден как обязательный, в ИПОПАТ не существует. Автомобильные заводы изготавливают специально для Ижевска именно желтые автобусы. Это стало и доброй традицией, и отличительной чертой ижевского общественного транспорта.
                              Решение «красить» автобусы в желтый цвет при проведении их капитального ремонта было принято руководством ИПОПАТ еще в 1990-х годах и продиктовано в первую очередь тем, что этот цвет на дорогах привлекает внимание пешеходов и других водителей. Кстати, именно поэтому он сегодня используется и в дорожной разметке.

                              Никакого нормативного акта, где желтый цвет утвержден как обязательный, в ИПОПАТ не существует. Автомобильные заводы изготавливают специально для Ижевска именно желтые автобусы. Это стало и доброй традицией, и отличительной чертой ижевского общественного транспорта.